Главная » Воскресный вечер » Святые девяностые

Святые девяностые

Святые девяностыеСвятые девяностые

Программа Владимира Соловьева – это реакция на неординарный медиавброс от Наины Ельциной. В последнем интервью, вдова первого президента РФ предложила называть девяностые годы прошлого века «святыми», вместо укоренившегося в народном фольклоре «лихими». Инициатива далеко неоднозначная, поэтому автор программы предложил обсудить ее сторонникам и противникам такой постановки вопроса.

Смотреть в окне

Образность Проханова и приземленность Надеждина

Можно ли нынешним экспертам дать реальную оценку столь близкому по историческим меркам периоду истории нашей страны? Собравшиеся в студии писатели, политологи и историки разошлись по разные стороны баррикад. Первым высказал свои яркие и образные мысли, давний обличитель «лихих 90-х», писатель Александр Проханов.

Он сказал, что государство преуспевает тогда, когда, во-первых, увеличивается популяция граждан, во-вторых, когда государство прирастает территориями. Ни того, ни другого в 90-е не отмечено, а все было очень даже наоборот. Какая может быть «святость» в сочетании с расстрелом парламента, порождением олигархии и уничтожением прогрессивной советской цивилизации. Негоже называть беса Христом, у писателя нет человеческих критериев, чтобы судить высказывание вдовы, это можно обсуждать только на химическом уровне.

Оппонировал взгляду писателя президент института Борис Надеждин. «С места в карьер», политолог обозначил себя как непосредственного участника событий того периода. Определил время «непростым», но призвал не судить строго, ведь реальную оценку 90-м даст история через полсотни лет, как минимум. Но 1917 и 1991 годы называть «святыми» нельзя – это переломные моменты истории со всеми вытекающими последствиями.

Смыслы Кургиняна и пустота от Амнуэля

Политолог Сергей Кургинян отметил, что результатом обсуждаемого периода было 48% падения промышленного производства страны. Показатель применим скорее итогам войны, чем к мирным реформам. Галопирующая инфляция обнулила честные накопления граждан, «на щит» подняли криминальные деньги. Залоговые аукционы уникальны во всей мировой истории.

Криминальное безумие и вооруженные конфликты густо добавили кровавого цвета на картинку девяностых. Катастрофу страны нельзя называть «святой». Наина Ельцина не глупа и не выжила из ума, ее тезис направлен на обострение противопоставления современности и спорной эпохи в условиях нарастания протестных настроений.

Директор клуба Григорий Амнуэль предложил разобраться с понятием «святость», пришел к выводу, что это категория не экономическая, а духовная. Потом запутался, бросил и начал нажимать на то, что Ельцин, как никто другой подобный, три раза просил у народа прощения. Но что еще хорошего принесли пресловутые 90-е? Малость, помучившись Амнуэль, что-то промямлил о свободе слова. «Нормально Григорий…»

Правда Кувалдина, коварство Пивоварова и спор Минтусова с Хинштейном

Профессор Виктор Кувалдин, будучи консультантом и спичрайтером Горбачева попенял Амнуэлю в неточности. Свободу слова «дал Горбачев» еще до «лихих 90-х». Девяностые годы он оценил как национальную трагедию во всех сферах жизни общества. Все «вольности», заявленные в начале 90-х, потом благополучно «придушили» под магические заклинание о свободе везде и всюду. Кто виноват? Кто бы вы думали? Правильно – народ!

Историк Юрий Пивоваров, не отрицая ужасов и крови «лихих 90-х» попытался найти им разумное объяснение с точки зрения исторического детерминизма, с уклоном в оправдательную для Ельцина и его команды сторону. Важным он считает «кадетскую» Конституцию 1993 года и то, что Ельцин не расстреливал по отдельности своих политических противников. Ничего, что он гасил их танковыми залпами.

Пиарщик Игорь Минтусов, заявивший о том, что для него 90-е были «золотыми» и публицист Александр Хинштейн сошлись на поле фальсификации президентских выборов 1996 года. Хинштейн, кроме того, озвучил тему возможного распада Российской Федерации из-за самоустранения Ельцина от исполнения своих обязанностей. Страну спасло «чудо» Нового 2000 года.

Трагедия «лихих 90-х» бесспорна и состоит она в том, что заявленные демократические ценности стали вторичными в момент дележа богатств, а по ходу процесса и вовсе потеряли стоимость. Так бежали от советского, социалистического прошлого, что вляпались в болото. Главный опыт девяностых – это то, что, не имея образа будущего нельзя вести страну абы куда. В целом девяностые так и остаются «лихими!»

Top