Главная » Док фильмы » Будущее семьи, частной собственности и государства

Будущее семьи, частной собственности и государства

Будущее семьи, частной собственности и государстваБудущее семьи, частной собственности и государства

Семья, частная собственность и государство в будущем

Политолог, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления института общественных наук, Российской Академии народного хозяйства и государственной службы Екатерина Шульман, представила свое обобщенное видение исторического и современного общества и экономики грядущего в выступлении на тему: «Будущее семьи, частной собственности и государства».

В набирающей популярность по городам и весям нашего Отечества просветительской работе, среди множества тем, эта имеет определенный смысл. Дело в том, что здесь дискурс направлен в будущее. Значительная часть публичных лекций посвящена разговорам о прошлом, дескать, без прошлого, нет будущего. Лектор считает наоборот: пока не будет четкого видения будущего, мы не поймем сути прошлого.

Смотреть в окне

Вперед, в будущее

Подходящими для осмысления будущего можно считать два взаимоисключающих базовых типа мышления, основанных на:

  • вере в «золотой век»;
  • вере в прогресс.

Те, кто верит в «золотой век» рисуют развитие человечества от «хорошего» к худшему и так до апокалипсиса, ставящему точку всему сущему. Прогрессивные верующие пропагандируют эволюционный путь к совершенству. Последние делятся на две категории:

  • Приверженцы бесконечного коммунистического завтра.
  • Сторонники тории Фукуямы о торжестве либерализма и последующего «конца истории».
  • Для современного российского политикума, разговор о будущем вызывает отторжение, и даже некий страх. Это особенно заметно на уровне ценностных предписаний, выдаваемых правящей элитой по отношению к историческому опыту.

Карта говорит: «наше прошлое тормозит движение в будущее»

Анализ карты Инглхарта-Венцеля, «всемирное исследование ценностей позволяет вывести умозаключение о том, что ход модернизации, объединенный со стабильной экономической и технологической эволюцией, приводит к непосредственным сдвигам массовых установок, в сторону развития традиций гражданского общества, равенства полов и демократических институтов. Модернизация приводит к повышению уровня образования народа и способствует экономической устойчивости, и свободной популяризации ценностей самовыражения.

Карта представляет страны, находящиеся на разных позициях отображающих их уровень развития. Так, например, не удивляет высокий уровень развития протестантских стран Европы, но вызывает недоумение недооценка России на шкале отрицательных параметров.

Страны «третьего мира» находятся на равных позициях и даже в какой-то степени обгоняют Россию на пути признания ценностей самовыражения. Потому что они гораздо меньше зациклены на выживании, чем Россия. Этот парадокс, не так уж противоречив: если народы живут в нищете, то им легче верить в прогресс, потому что их положение «хуже некуда» и будущее приносит им только улучшение.

Если у них нет веры в «золотой век» великого прошлого, то им нет нужды боятся что-то потерять, остается надеяться только на лучшее. А в России, имеющей славное прошлое, мы зачастую боимся говорить о будущем, или говорим о нем исключительно в терминах. Почем у нас так много власти у людей, занимающихся безопасностью.

Индустриализация и урбанизация

В XX веке, все страны, проходили в разной мере процессы индустриализации урбанизации. Методы их реализации были схожи по узловым параметрам. В частности, индустриализация стоила определенных жертв. Исчезли целые пласты жизненных укладов, что повлекло за собой кардинальное изменение картины мира.

В Советском Союзе, те же процессы стоили больших жертв, но и рывок был более масштабным, чем в развитых странах. Так называемые ГУЛАГ и «голодомор» были сопутствующими, но не определяющими суть явлений. Результатом советской индустриализации стала масштабная урбанизация, охватившая все развитые страны мира.

По данным Росстата сегодня в России число горожан составляет 74,4%. Население имеет один из самых высоких в мире уровень образования. Городское население, имея более свободный образ жизни, чем сельское, является движущей силой для новой общественно-экономической формации, следующей за новыми промышленными преобразованиями.

Четвертая промышленная революции

Так сложилось, что революции в истории человечества играют роль инструмента для смены стадий социальной эволюции. Четвертая по счету промышленная революция, по сути, не является индустриализацией. Ее содержанием являются:

  • автоматизация и роботизация;
  • трансформация городской жизни;
  • изменение моральных норм;
  • модификация всех традиционных норм связанных с семьей и браком.

Многие политологи, специалисты по безопасности и т. п. трудятся над созданием теоретической основы и модальностью нового информационного общества, смысл которого заключается в:

  • переходе от индустриального, к постиндустриальному обществу;
  • кардинальном уменьшении трудозатрат человека;
  • сокращении участия человека в производственном процессе.

Информационное общество создает ситуацию тотального взаимоконтроля народа и власти. Таинственность политики исчезает, механизмы принятия решения становятся прозрачными. Десакрализация власти – это по-настоящему движущая сила развития нового постиндустриального общества, порожденного четвертой промышленной революцией.

Роль социальных сетей и видеохостинга

Информационное общество, при сохранении социальной стратификации. Оно создало инструменты уравнения индивидов, порой находящихся на разных полюсах иерархии современного социума. «Великий уравнитель» ставит в один ряд видеообращение миллиардера к скандальному оппозиционеру и ролик блоггера, дающего простые советы домохозяйкам.

К такому положению вещей придется всем привыкать – это новая «Великая демократизация общества». Успех Википедии и Ютуба, как качественных продуктов коллективного творчества интернет-пользователей, одна из главных базовых примет нового века.

Будущее семьи

На трансформацию традиционной семьи в современном обществе влияют многие факторы. Среди них выделяются новые экономические реалии, которые позволяют современному человеку существовать в одиночку, без каких-либо затруднений. Если раньше семья была нужна для выживания, а детей рожали и растили для того, чтобы они помогли выжить в старости, то теперь и нужда в детях отпадает.

Другой важный фактор – изменение статуса рабочего дня. Возможность осуществлять многие профессиональные функции, не выходя из дома, в корне меняет не только отношение к труду, но и отношения между членами семьи. Семейные связи становятся более ценными и в то же время более хрупкими, в связи с повышением требований членов семьи друг к другу.

Модифицирование механизма рекрутинга современной семьи

Образование семейного союза сообразно сложившимся традициям тоже будет уходить в прошлое. Уже на современном этапе развития социума обыденностью стало создание семей без участия государства, т.н. «гражданские браки». В будущем, механизм подобного сожительства будет только совершенствоваться. Возможны всякие вариации на тему, кроме полного возврата к старой системе.

Большое влияние на развитие новых семейных отношений оказывает сетевое общение. Повышается уровень личной ответственности из-за невозможности зачеркнуть прошлые неудачи и промахи и начать жить «с чистого листа». Кроме того, благодаря сетевому общению те, кто в прошлом не имел шансов построить какие-либо семейные отношения, могут найти себе достойную и адекватную пару.

Все это повышает уровень счастья, при котором даже безрадостная экономическая реальность отступает в тень.

Гарантированный доход, аристократический коммунизм и частная собственность

Автоматы и роботы, заменившие человека в производстве, будут создавать доходную часть бюджета, которую будут распределять между гражданами в виде гарантированных выплат. Люди, не работая, не только не будут прозябать на грани нищеты, но и смогут вести вполне аристократический образ жизни. Состоится этакий либеральный коммунизм без лишних людей. Таким образом, теория Мальтуса становится неактуальной.

Социальная сущность человека сможет проявляться в разных модификациях компьютерных игр, воспроизводящих эрзацы духовных потребностей человека. По существу это вовсе не игры, а трансцендентальная реальность в форме электронной игры. Ситуация однако, радоваться или плакать, непонятно.

Своеобразно будет решена и проблема частной собственности. Возможно, будет создана такая система, когда престижнее будет не владеть, а делиться. Наподобие сети транспортных услуг не владеющий, ни одной машиной.

Такая вот оригинальная картинка будущего. Но каково бы не было будущее, очень похоже. Что в нем отставание политическое, рискованнее и страшнее, чем технологическое. Технологии можно легко и быстро купить, или изобрести и произвести необходимые товары. А вот права человеку не завезут, пока он сам себе их не обретет. Никакой прогресс не принесет пользы тому, у кого нет гражданских и политических прав.

Top